Лэнд-арт (от англ. land art — земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места — первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему <первобытному> облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологией, а также с фото-артом, поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий. Похоже, нам придётся смириться с ещё одним варваризмом в русском языке. Не знаю, совпадение ли, что термин <лэнд-арт> появился в конце 60-х, во время, когда в развитых обществах мятежный дух студенчества устремил свои силы на свержение устоявшихся ценностей. Художественный мир особенно протестовал против традиционных устоев. Само существование рыночной системы подвергалось сомнению, а традиционные музеи и галереи не воспринимались всерьёз. Картины были просто таким же товаром, как и любые другие вещи. Традиционное искусство умерло. Произошло ли это из-за какого-то расчёта или в результате романтичного отказа от давления городской жизни — не известно. Но это возвращение к реализму нужно воспринимать как стремление к освобождению, как желание чувствовать по-другому. Это стремление заново пересмотреть отношения с нашей средой. Термин лэнд-арт используется, чтобы охватить огромный диапазон худпроектов, называя одним словом разных людей с разными взглядами на искусство. Например, английский художник Ричард Лонг с помощью бульдозеров воплощал в жизнь крупномасштабные проекты, цель которых — увековечить в природе какой-нибудь грандиозный памятник. Другие представители лэнд-арта просто путешествовали по миру пешком, создавая на своём пути эфемерные скульптуры, сделанные из подножного материала — камней, грязи, растений и воды. Единственной памятью о таких походах остаются фотографии тех работ, которые, возможно, попадутся на глаза случайным посетителям леса, а может, растают под мокрым октябрьским дождём, так никем и не увиденные.
Поразительно разнообразие ресурсов, используемых этими художниками. Что общего, например, между Джеймсом Труеллом, американским художником, который в 1974 г. работал в кратере вулкана в штате Аризона, он там создал кусочек сказки, из которой можно наблюдать за звёздами, и Германом де Врайсом, который просто перенёс в город несколько квадратных метров нетронутой человеком природы. В то время как Майкл Хейзер рубит утёсы, что-то строит и перекапывает по 240 000 т земли, Дэвид Тремлетт просто на бумаге делает композиции из природного материала, собирает что-то вроде гербария.
Виднейший лэнд-мастер Кристо (Христо Явачев) оборачивает или упаковывает на некоторое время в ткань (обычно серебристую) крупные природные или культурные объекты — острова во Флориде, участок побережья в Австралии, мост Пон-Неф в Париже, Рейхстаг и т.д. Очевидцы утверждают, что зрелище необыкновенно красивое и впечатляющее. На Большом Солёном озере в штате Юта (США) Роберт Смитсон возвёл из чёрных камней, земли и соли насыпь-мол в виде спирали длиной 1500 футов. Природа сама раскрасила его в голубые и розовые цвета (голубые — соли меди, выпавшие в осадок на камни, розовые — микроорганизмы, населившие залив). Так земля стала объектом и субъектом искусства.
Александр Голиздрин долгое время занимался лэнд-артом на местных российских природно-хозяйственных угодьях, например, вывезенные 16 кг гальки из Швейцарии высыпал у железнодорожного полотна в Саратовской области. И назвал это <Похищением Европы>. На недавней выставке в ЦДХ <Арт-Москва> можно было полюбоваться на нижегородский лэнд-арт — зиккурат из соломы. Это такая культовая башня с несколькими ярусами по типу тех, что строили в архитектуре Древней Месопотамии из кирпича-сырца.
Некоторые художники использовали землю в прямом смысле. Вальтер де Марина засыпал пол галереи Хайнера Фридриха слоем влажного чернозёма 60 см толщиной. В стерильном пространстве галереи с белыми стенами это выглядело занятно.
От искусства создания ландшафтных парков лэнд-арт отличался своей бесполезностью с Вальтер де Маринапрактической точки зрения. Тот же самый Вальтер де Марина выбрал участок в мексиканской пустыне, над которым часто гремят грозы. Людям в этом месте делать совершенно нечего, его произведением любуются животные. Он установил 400 шестов из нержавеющей стали, примерно шесть метров высотой каждый, причём вершины всех находились на одном и том же уровне над морем. Если везёт с погодой, зрители приезжают сюда смотреть <небесный спектакль>. По словам очевидцев, что-то поистине вагнеровское есть в зрелище чёрных грозовых туч и сверкающих ровных шестов, расставленных квадратами в строгом порядке, в которые непрерывно ударяют молнии.
Ландшафтные произведения искусства требуют немалых затрат на изготовление. И это также примета нашего времени: деньги играют в искусстве всё более важную роль. И дело даже не в художественном рынке, по законам которого, как утверждают дилеры, развивается искусство. Дело в том, что в нашу высокотехнологичную эпоху для создания произведения требуются большие материальные затраты. Цифровая фотография обходится художнику дороже, чем холст и масло, не говоря уже об искусственном моле-спирали Роберта Смитсона или стальной фаллической стометровой колонне Олденбурга. Кроме непосредственно термина, самых разных художников объединяет их стремление работать с природой. Они используют фотографии, фильмы, карты и рисунки — всё это и есть единственная память о тех работах, которые обычно остаются недоступными зрителям. Иногда они собирают фрагменты больших композиций и выставляют их в музеях. Например, Ричард Лонг привёз камни, облечённые в геометрические формы. Эти художники используют природу не для того, чтобы вызвать у людей какие-то эмоции по поводу её красоты, а, скорее, наоборот, преобразуют её, вылепливают из неё чтo-то необычное. Если можно так выразиться, они упорядочивают природу — создают правильные формы там, где их изначально не могло быть.
Иногда в живописном месте появляется какая-нибудь скульптурная композиция или поле с пшеницей превращается в <зебру>, где колоски уложены в определённом порядке так, что сверху всё поле выглядит полосатым. Известен случай, когда Денис Оппенхейм в 1968 г. рисовал концентрические круги на снегу поперёк границы между Канадой и Соединёнными Штатами.
Лэнд-арт — это далёкий отклик романтичной интерпретации природы, даже при том, что следы романтизма всё ещё могут быть замечены у таких художников, как Ричард Лонг, Хамиш Фултон или Дэвид Тремлетт, или в возвышенных усилиях Германа Врайса создать отчёт обо всех существующих видах почв. Большинство времени художники заняты сражением с природой и зачастую бросают ей вызов.
Если в России лэнд-арт популярен и, по сути, только зарождается, то за рубежом его эпоха идёт к закату. Наверное, это происходит из-за тенденции к личностному самовыражению. Утопическое желание покончить с рыночной системой уступило место персональным проектам, сосредоточенным на городской проблематике.
Лэнд-арт тем не менее показал, что в искусстве всё ещё скрыты неизвестные силы, которые дают возможность нестандартно самовыражаться. Нет никакой теории, дающей полный анализ методов этого направления. Наоборот, стиль поощряет постоянное творческое движение, самобытность.
Основной материал — земля, используют её и всё, что она даёт. В символической форме это значит, что художники пробуют добраться до самой сущности произведения искусства. Происходит ли это через архитектурный подход или эфемерное преобразование отношений с природой, они уверяют, что их проекты отражают некоторую зависть к окружающему миру: люди умирают, а природа живёт вечно.
Далёкие от желания останавливать ход времени, художники лэнд-арта показывают нам, насколько далеко ушли мы от природы. Это влечёт за собой только разрушение и уничтожение всего живого на земле.
Источник: http://20century-art.ru/